Институт травматологии и ортопедии НАМН Украины. Республиканский центр эндопротезирования. Клиника ортопедии и травматологии взрослых (044) 451-51-02
Остеоартроз

Остеоартроз коленного сустава: причины, симптомы, лечение

Остеоартроз коленного сустава

Для остеоартроза коленного сустава характерно развитие дегенеративных и дистрофических процессов. Патология чаще отмечается в пожилом возрасте, и сопровождается разрушением структур гиалинового хряща. Институт ортопедии и травматологии НАМН Украины в Киеве много лет проводит изучение и лечение остеоартроза коленного сустава различных степеней.

Сравнение здорового и пораженного коленного сустава

Симптомы и признаки

Клиническая картина заболевания включает следующие нарушения:

• ощущение хруста в коленях;
  • снижение амплитуды движения;
  • скованность в суставах;
  • боль.

После ночного сна или длительного периода отдыха пациент наблюдает усиление болевых ощущений. Скованность, как правило, отмечается в утренние часы. Боль слабеет после активных движений.

Начальные фазы болезни (1,2 степень) сопровождаются сужениями межсуставных щелей и появлением единичных костных наростов (остеофитов). Объем движения при этом изменяется незначительно.

Деформация коленного сустава становится заметной при прогрессировании патологических явлений. Совместно с коленным суставом поражаются и суставы голеностопа, так как на них повышается нагрузка.

Причины возникновения

1. К появлению остеоартроза колена предрасполагают врожденные изменения, фиксирующиеся в коленных суставах.
  2. Снижение скорости обмена ведет к развитию эндокринных патологий, уменьшению питания хрящевой ткани и создает условия для замедления кровоснабжения суставов.
  3. Структуру хряща могут нарушать предшествующие артриты, подагра, различные травмы (бытовые и спортивные), интоксикация организма.
  4. К остеоартрозу приводят переломы, вывихи, разрывы связок. Усугубляет течение болезни избыточный вес. Лишние килограммы создают интенсивные нагрузки на суставы.
  5. Гормональные сдвиги, отмечающиеся в период наступления менопаузы, нередко сопровождаются изменениями в суставах. В это время чаще всего наблюдается образование дистрофических процессов в суставах колена.

Диагностика остеоартроза коленного сустава

Институт ортопедии и травматологии

Специалисты Института ортопедии и травматологии назначают для выявления признаков остеоартроза следующие виды исследований:

• УЗИ;
  • МРТ;
  • рентген.

Именно эти методы предоставляют возможность определить наличие субхондрального склероза, выявить сужение щелей сустава и появление остеофитов. Динамику заболевания принято отслеживать с использованием остеосцинтиграфии, компьютерной томографии, артроскопии.

Методы лечения остеоартроза коленного сустава обычно включают:

• ортопедическую коррекцию;
  • медикаментозную терапию, препараты;
  • массажные манипуляции;
  • хирургические вмешательства.

Лечебная гимнастика

Дополнительно назначают лечебную гимнастику, физиотерапевтические процедуры. Народные методы лечения включают новую диету. Из рациона выводят острые блюда, копчености, маринованные овощи, жирное мясо. Расширяют меню за счет сухофруктов, свежих овощей, йогуртов, кефира, творога. Полезно употреблять гречневые и ржаные хлебцы, миндальные орехи, салаты с добавлением пророщенных злаков.

• Спазмы и отечные явления снимают противовоспалительными препаратами и миорелаксантами. Для поддержания целостности хрящевой ткани назначают хондропротекторы ( Румалон, Хондролон, Структум).
  • Для снижения физических нагрузок и уменьшения давления на сустав применяют специальные наколенники и используют ортопедическую обувь.
  • Массаж назначают для восстановления кровообращения и снятия спазмов мышц.
  • Целесообразно при остеоартрозе применять плавание. Это позволит укрепить мышечную мускулатуру, снизить нагрузки на суставы колена.
  • Полезно для уменьшения дегенеративных процессов использовать магнитотерапию, электрофорез и грязевые аппликации.
  • Удаление остеофитов и устранение контрактур проводят с помощью операции.

Осадчук Тарас Иванович, врач ортопед-травматолог Института ортопедии и травматологии НАМН Украины на Воровского 27, с 1998 года проводит эндопротезирование коленного сустава при 3, 4 степени.